Деятельность экстремистов, как организованных, так и одиночек, направлена на дестабилизацию социально-политической ситуации в стране, формирование в обществе атмосферы страха и представляет собой серьезную угрозу для жизни людей.
В последнее время атаки террористов все чаще нацелены на места массового пребывания людей, и в этих случаях многое зависит от правильного выбора и применения противотаранных устройств (ПТУ).
ВЫБОР СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ ОТ ТАРАННОГО УДАРА
Необходимо понимать опасность и масштабы последствий в случае невыполнения выбранным противотаранным устройством своего назначения и, как следствие, совершения террористического акта. Поэтому при выборе средств противотаранной защиты, в первую очередь, надо смотреть на их эффективность, и только потом рассматривать их ресурс, стоимость, затраты на монтажные и пусконаладочные работы, а также эксплуатационные расходы.
При таранном прорыве наиболее вероятно использование тяжелого автотранспорта. Средством для прорыва могут служить автомобили, развивающие скорость свыше 80 км/ч, снаряженной массой более 8 т, максимальной массой до 25 т и с клиренсом от 360 до 400 мм. Исходя из этого, выбранные противотаранные устройства должны выдерживать и полностью гасить ударную энергию транспортного средства. Сопротивление удару наиболее эффективно в направлении рамы автомобиля, то есть высота барьера над уровнем дорожного полотна должна быть не менее 0,8 м.
Для решения задач по блокированию прорыва автотранспорта необходимо оперативно выполнить следующие действия. Убедится в том, что ПТУ находится в активном (закрытом) состоянии и только после этого определить принадлежность транспорта (свой/чужой).
Автомобиль при скорости только 40 км/ч за 5 с проезжает расстояние около 55 м. То есть противотаранное устройство должно быть приведено в действие еще быстрее при нахождении автомобиля на расстоянии не ближе 55 м. Для этого противотаранный комплекс оборудуют дополнительными средствами, принуждающими к снижению скорости приближающегося транспорта. Таковыми могут быть, например, бетонные блоки, расставленные в шахматном порядке и задающие движение «змейкой», а также ряды «лежачих полицейских» либо шипованные ленты. Сегодня появились новые технические средства дистанционного воздействия как на автомобиль, так и на водителя, - это лазерные, пиротехнические, светозвуковые средства, микроволновые излучатели и т. п.
Очень важную роль в выборе противотаранного устройства играют климатические условия эксплуатации. Как показывает практика, многие изделия не выдерживают эксплуатации в суровых климатических условиях: обильные снегопады и дожди, температура от -50 до +50° С с резкими перепадами в период межсезонья, высокий уровень грунтовых вод.
МОБИЛЬНЫЕ И СТАЦИОНАРНЫЕ ПРОТИВОТАРАННЫЕ УСТРОЙСТВА (ПТУ)
ПТУ подразделяются на мобильные и стационарные.
Мобильные устройства характеризуются быстрой доставкой, установкой и сборкой. Требуемое количество их (или модулей, из которых они состоят) определяется периметром защищаемой территории и шириной проезда.
ПТУ должны воспринимать достаточно большую ударную нагрузку и обеспечивать полную остановку транспортного средства или вывод из строя его ходовой части.
Мобильные устройства, как правило, имеют ограниченный вес. Они автономны (не требуют подключения к электрическим линиям). При этом мобильные ПТУ обеспечивают остановку автомобиля без сильных разрушений - не создают реальную угрозу для жизни водителя-террориста или членов диверсионной группы. То есть злоумышленники, прорвавшиеся на определенную глубину территории объекта с помощью автомобиля, хотя и лишены средств передвижения, однако способны продолжить операцию. В любом случае обязательны дополнительные оперативные действия охраны по их нейтрализации.
По своему типу конструкции мобильные ПТУ чаще всего неуправляемы:
- искусственные дорожные неровности;
- металлические «ежи»;
- переносные (перевозимые) дорожные блокираторы и т. п.;
- комбинированные заграждения.
Более эффективными и надежными являются стационарные ПТУ. Их можно разделить на 5 типов:
- шлагбаумы;
- дорожные блокираторы;
- выдвижные противотаранные столбы безопасности (болларды);
- ворота;
- тросовая сеть.
Каждый из вышеперечисленных типов стационарных противотаранных устройств рассчитан на противостояние различным ударным нагрузкам и имеет свои положительные и, в то же время, слабые стороны.
Все они, кроме тросовой сети, относятся к управляемым средствам. Управление может осуществляться дистанционно, как по проводной линейной связи со стационарного поста - контрольно-пропускного пункта (КПП), так и с пульта, по радиоканалу. При этом с выносного пульта (брелока) можно только закрыть ПТУ, поскольку это может ускорить выполнение команды «Закрыть» при террористической атаке.
Команда «Открыть» с брелока может привести к саботажу - несанкционированному открытию. Тактика охраны большинства объектов исключает использование радиосигналов для управления оборудованием КПП.
Противотаранные системы безопасности
Источни: algoritm.org